Опухоль головного мозга — гипофиза, турецкого седла.

Лечение опухоли головного мозга Гамма-ножом

Опухоли с локализацией в области турецкого седла — 1/6 от всех новообразований головного мозга. Чаще всего это доброкачественные процессы, сопровождающиеся различными гормональными нарушениями, реже — злокачественные.

Заболеваниям подвержены представители обоих полов в возрасте 30-40 лет. Ранняя диагностика из-за особенностей локализации затруднена, и опухоль выявляется при появлении симптоматики — гормональных сбоев, поражения нервной системы, зрительных нарушений.

Помимо доброкачественных и злокачественных новообразований самого гипофиза, железа может поражаться метастазами, а также прорастающей менингиомой. С одинаковой частотой в этот процесс вовлекаются обе доли гипофиза.

Виды опухолей гипофиза

Самой частой опухолью турецкого седла является аденома. В 2/3 случаев она продуцирует гормон (пролактин, соматотропин). При этом нарушается гормональный баланс в организме и появляется специфическая симптоматика (нарушение роста костей, проблемы с половой сферой, маммологические нарушения).

Разрастаясь, опухоль также может сдавливать:

• зрительные нервы;
  • артерии, питающие мозг;
  • гипофиз, нарушая его деятельность.

Поэтому, помимо гормональных сбоев, аденома гипофиза может сопровождаться резкими головными болями, нарушением зрения вплоть до полной слепоты. Присутствуют признаки диабета, половых расстройств, проблемы с весом.

Подобными симптомами отличается аденокарцинома и краниофарингиома. Это более агрессивные новообразования. Прогноз при них хуже, чем при лечении аденом. Поэтому резекция сопровождается лучевой терапией. Увы, обычная операция далеко не всегда в силах удалить опухоль целиком и полностью. Поэтому нередки рецидивы.

Лечение опухолей гипофиза

Лечение опухолей консервативное и оперативное. Консервативное состоит в подавлении гормональной активности железы, чтобы скорректировать имеющиеся нарушения. При этом добиться 100-процентного излечения невозможно. Таблетки и другие препараты лишь сдерживают рост образования. Единственным способом радикально решить проблему является операция.

Обычная резекция опухоли, независимо от метода проведения (трансназального, субфронтального, транссфеноидального), — тяжелая операция, требующая длительной реабилитации. Она в большинстве случаев сопровождается трепанацией черепа и значительной травматизацией мягких и твердых тканей.

Пациенты неделями не могут прийти в себя после операции, а ведь многим предстоит еще и химиотерапия. Ввиду тяжелой реабилитации и огромного количества осложнений, хирургическое лечение назначается далеко не всем.

Его не проводят ослабленным, пожилым. Эти категории больных часто являются неоперабельными. Срок и качество их жизни снижаются. Поэтому появление Гамма-ножа было воспринято онкологами и пациентами с большим воодушевлением.

Особенности операций, выполняемых Гамма-ножем

Это щадящая, неинвазивная операция, позволяющая тотально уничтожить опухоль, даже если это склонная к рецидивированию макроаденома. Железа хорошо откликается на лечение, восстанавливая свои функции даже при 5% остаточных тканей.

Операция бескровная, не повреждает здоровые ткани, проводится автоматизировано — с высокой четкостью и гарантией результата. Осложнений после радиохирургии в 10 раз меньше, чем при традиционной резекции.

Операция протекает от 10 минут до 1,5 часов (при удалении множественных очагов, метастаз). Проводится без общего наркоза, по 3D модели черепа со всем его содержимым, созданной по результатам МРТ или КТ.

Во время лечения пациент находится в сознании и не испытывает боли. Время полной реабилитации — всего 1-3 дня. Поэтому лечение Гамма-ножом считается золотым стандартом современной нейрохирургии.

Проведение процедуры дает мгновенный результат. Опухоли исчезают без особых последствий для организма. Залогом высокой эффективности операции является тщательная подготовка.

Особенности подготовки к лечению

Операция выполняется амбулаторно. Перед ее проведением пациент проходит тщательное обследование, в том числе — КТ или МРТ. При выявлении симптомов сдавливания мозга, наличии очагов свыше 3-3,5 мм в диаметре и общем декомпенсированном состоянии организма процедура не применяется.

В остальных случаях, если не выявлено противопоказаний, проводится предварительная подготовка. На основании данных томографии планируется будущая операция — индивидуально задается вектор и сила облучения.

Также врач порекомендует пациенту хорошо выспаться перед процедурой, отказаться на время от вредных привычек и в течение нескольких дней вести щадящий образ жизни (не перегружать организм ночными бдениями, сократить физическую и умственную активность).

Непосредственно в день лечения нужно отказаться от еды. Это понадобится всего на пару часов до и после операции. Нужно ограничить прием жидкости, особенно, если предстоит многочасовая процедура (при большом числе очагов). Не стоит принимать некоторые лекарства. С полным перечнем пациента обязательно ознакомит лечащий врач.

Сама операция протекает в легкой атмосфере. В помещении, где находится пациент, звучит расслабляющая музыка. Учитывая, что процедура безболезненна, и местная анестезия нужна лишь для фиксации головы с помощью специальной рамы, человек находится в сознании и никакого дискомфорта во время облучения не испытывает. При длительной процедуре возможны перерывы на отдых.

В послеоперационном периоде за пациентом наблюдает лечащий врач. Реабилитация не требуется. Оценивается динамика состояния, соблюдение пациентом врачебных рекомендаций. Приходить в клинику на осмотр можно в удобное время, предварительно записавшись на сайте или по номеру телефона. Более детальную информацию можно получить во время консультации в нашей клинике. Будем рады помочь!