Первичные опухоли головного мозга

Все опухоли головного мозга делятся на первичные и вторичные, то есть те, которые возникли в результате его метастатического поражения. Объединенные общей локализаций первичные опухоли головного мозга отличаются клеточным и тканевым составом, клинической симптоматикой, особенностями диагностики, прогнозами и другими факторами.

По гистологическому строению существует более 100 разновидностей первичных опухолей мозга. Наиболее распространенные среди них:

• опухоли, развивающиеся непосредственно из мозговой ткани, глиома;
  • опухоли черепных нервов, невриномы;
  • опухоли оболочек мозга, менингиома;
  • кисты;
  • опухоли из зародышевых клеток и др.

Доброкачественные опухоли характеризуются медленным ростом и развитием симптоматики. К ним относят невриномы, менингиому, аденому гипофиза. Наиболее распространенным вариантом опухолей головного мозга является глиома, которая в процессе роста может трансформироваться из доброкачественной в злокачественную. Однако существуют и изначально злокачественные новообразования. Они отличаются от доброкачественных тем, что могут прорастать соседние ткани и метастазировать. При этом злокачественным опухолям присуще более агрессивное течение.

Симптоматика

Клинические проявления заболевания зависят не только от гистологического характера опухоли. В большей степени они обусловлены ее локализацией и той областью, которая подвергается компрессии. Доброкачественная по своей природе опухоль маленького размера может оказаться весьма опасной, если оказывает влияние на жизненно важные структуры мозга.

Частыми симптомами опухоли головного мозга являются признаки повышения внутричерепного давления:

• сильные головные боли;
  • головокружения;
  • тошнота;
  • рвота, возникающая на высоте головной боли или в качестве изолированного симптома;
  • шум в ушах;
  • ухудшение зрения;
  • нарушения психики.

В зависимости от локализации опухолевого процесса отмечается очаговая симптоматика, преимущественное развитие того или иного признака. При этом может выпячиваться глазное яблоко, отмечаться зрительные расстройства, присутствовать нарушение речи. Возможно развитие нейро-эндокринного синдрома. При прорастании опухолью кровеносных сосудов развивается симптоматика инсульта.

Чаще опухолевые процессы головного мозга встречаются у взрослых. Однако медуллобластома развивается из эмбриональных клеток, поэтому первые клинические признаки обнаруживаются уже в детском возрасте.

Диагностика

Для эффективного лечения первичных опухолей мозга большое значение имеет их достоверная диагностика. Наиболее информативными в данном случае являются методы цифровой визуализации:

• магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • компьютерная томография.

Они позволяют уточнить размер, локализацию образования, а также состояние прилегающих тканей, обнаружить объемную структуру, менее 5 мм в диаметре. Однако в некоторых случаях такие методики информативны только при усилении контрастом.

Методы лечения

Наиболее радикальным методом лечения любой опухоли головного мозга является ее тотальное удаление. Кроме того, в зависимости от характера опухолевого процесса, могут быть применены

• симптоматическая терапия;
  • химиотерапия;
  • лучевая терапия;
  • стереотаксическая радиохирургия.

Так как мозг ограничен гематоэнцефалическим барьером, то многие противоопухолевые препараты не могут достичь цели. В связи с этим, химиотерапия имеет ограниченное применение.

Использование стереотаксического воздействия

Поскольку опухоль головного мозга может быть локализована возле жизненно важных центров, или отмечаться ее инфильтрация в близлежащие ткани, то применение хирургического воздействия часто сопряжено с большим риском для пациента. В этом случае наиболее инновационной методикой является использование стереотаксического воздействия. Этот метод прекрасно зарекомендовал себя при лечении, как доброкачественных, так и

злокачественных опухолей, расположенных глубоко, в труднодоступных местах.

Стереотаксическое воздействие осуществляется двумя способами. Стереотаксическая радиохирургия - однократное облучение небольших по размеру опухолей с помощью высоких доз излучения. Показаниями к проведению радиохирургии являются:

• неэффективность консервативного лечения;
  • невозможность осуществить радикальное удаление;
  • развитие рецидивов опухоли.

Радиологический эффект в этом случае направлен на повреждение генетического аппарата опухолевых клеток. В результате, злокачественные опухоли не только уменьшаются в размере, но и регрессируют.

При лечении доброкачественных образований для уменьшения риска развития постлучевых реакций доза нагрузки снижается. Это требует большего количество сеансов. Вследствие стереотаксической терапии размер таких опухолей стабилизируется, а со временем уменьшается. В этом случае удается достичь необходимого результата даже при больших образованиях.

Преимущества Гамма-ножа

Если максимальный диаметр опухоли менее 3 см, наиболее эффективным методом радиохирургии является аппарат Гамма-нож, при котором воздействие осуществляется дистанционным облучением патологического очага высокой дозой радиации, что и способствует гибели новообразования или стабилизации роста. При этом лучевое воздействие на окружающие ткани оказывается минимальным.

Преимуществами применения Гамма-ножа являются:

• минимизация случаев развития рецидивов;
  • сохранение высокого качества жизни пациентов после проведенного лечения;
  • низкий уровень развития осложнений, по сравнению с применением хирургического вмешательства;
  • возможность неоднократного использования методики в случае развития рецидивов, сочетания ее с другими видами лечения;
  • короткий восстановительный период, позволяющий быстро вернуться к повседневным мероприятиям.

В развитых странах опыт лечения пациентов с помощью радиохирургической установки Гамма-ножа составляет несколько десятилетий. С декабря 2017 года готов принять пациентов, нуждающихся в лечении Гамма-ножом, Центр высокоточной радиологии GAMMA CLINIC при МРНЦ им. А.Ф. Цыба, НМИЦ радиологии МЗ РФ. Это значительно повысит шансы пациентов с первичными опухолями головного мозга получить высококвалифицированное лечение, снизит риск развития рецидивов, улучшит качество жизни пациентов.