Менингиома

Менингиома – это опухоль, которая образуется из твердой оболочки головного мозга. В подавляющем большинстве случаев она является доброкачественной. Однако любое новообразование, локализованное в пределах головного мозга, может оказаться опасным для жизни, поскольку в процессе своего развития сдавливает вещество мозга. Менингиома головного мозга представляется собой узел, сращенный с твердой мозговой оболочкой. Опухоль характеризуется медленным ростом, поэтому при диагностике часто имеет значительные размеры.

Причины развития опухолевого процесса неизвестны. Однако предрасполагающими факторами являются

• Возраст свыше 40 лет;
  • Половая принадлежность. (Процесс наиболее типичен для женщин);
  • Генетическая предрасположенность.

Клиническая симптоматика

Все клинические признаки менингиомы делятся на общемозговые и локальные. Развитие общемозговых признаков обусловлено сдавлением опухолевым образованием тканей мозга, ухудшением кровоснабжения определенных участков. Наиболее типичными симптомами в данном случае являются:

• головокружения;
  • ухудшение памяти;
  • выраженный рвотный рефлекс;
  • нарушение психо-эмоциональной сферы.

Развитие локальной симптоматики обусловлено местоположением опухоли, проявляется нарушением зрения, слуха, двигательной функции. Наиболее распространенные симптомы:

• судороги;
  • эпилептиформные припадки;
  • слабость рук и ног;
  • парестезия;
  • нарушения в работе органов малого таза, паралич нижних конечностей;
  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • галлюцинации;
  • нарушения слухового и речевого аппарата;
  • ухудшение зрения с одной стороны;
  • потеря обоняния.

Диагностика

Помимо неврологического обследования, включающего изучение рефлексов, функциональные возможности органа зрения, слуха, вестибулярного аппарата, ведущую роль в диагностике менингиомы играют аппаратные методики. Среди них - исследования, позволяющие поучить послойную картину состояния головного мозга, наличия в нем объемных структур:

• спирально-компьютерная томография (СКТ);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • магнитно-резонансная спектроскопия, позволяющая выявить химический состав новообразования.

Дополнительными методами диагностики являются энцефалография, позволяющая исследовать активность головного мозга, а также ангиография, которая способствует изучению кровоснабжения опухоли. Такая диагностика важна при подготовке к оперативному лечению.

Хирургический метод лечения

Наиболее радикальным методом лечения менингиомы является хирургическое вмешательство. Однако такой способ воздействия не всегда является применим, поскольку опухоль может быть локализована в труднодоступных для нейрохирурга местах, или находиться рядом с жизненно важными участками мозга, повреждение которых может значительно ухудшить качество жизни пациента, прогноз. Послеоперационный процент неврологических нарушений находится в районе 23%, а при глубокой локализации опухоли доходит до 50%.

При этом еще одним недостатком метода является возможность развития рецидивов, которые встречаются в 20% случаев. Их появление обусловлено как гистологическим характером опухоли, так и радикальностью проведенного удаления. При этом послеоперационная летальность менингиом составляет 6-8%.

Методика стереотаксического воздействия

В том случае, когда применение хирургического воздействия сопряжено с большим риском для пациента, наиболее инновационной методикой является применение стереотаксического воздействия. Этот метод прекрасно зарекомендовал себя при лечении менингиом, расположенных глубоко, в труднодоступных местах.

Радиологический эффект в этом случае направлен на повреждение опухолевых клеток. В результате злокачественные опухоли не только уменьшаются в размере, но и исчезают. Доброкачественные образования стабилизируются в размерах, со временем также могут уменьшиться.

Стереотаксическая методика осуществляется двумя способами. Стереотаксическая радиохирургия заключается в однократном облучении небольших по размеру опухолей с помощью высоких доз излучения. При стереотаксической радиотерапии используются менее высокие дозы лучевой нагрузки и большее количество сеансов. В этом случае удается достичь необходимого результата при распространенных опухолях, превышающих 3 см.

Преимущества гамма-ножа

Наиболее эффективным аппаратом, позволяющим проводить процедуру на самом высоком уровне, является гамма-нож. Его механизм направлен на высокоточное дистанционное облучение опухолей, расположенных внутри головного мозга. При этом лучевое воздействие на окружающие ткани оказываются минимальным.

Преимуществами применения гамма-ножа являются:

• минимизация случаев развития рецидивов;
  • сохранение высокого качества жизни пациентов после проведенного лечения;
  • низкий уровень развития осложнений, по сравнению с применением других методик;
  • возможность неоднократного использования методики в случае развития рецидивов;
  • короткий восстановительный период, позволяющий быстро вернуться к повседневным мероприятиям.

Менингиома сфенопетрокливальной области справа

Менингиома левого мосто-мозжечкового угла

Менингиома теменно-парасагиттальной области справа

Опыт лечения пациентов в России с помощью радиохирургической установки Гамма-ножа составляет около 10 лет. У истоков применения методики стоит Сергей Рустамович Ильялов, кандидат медицинских наук, нейрохирург, радиохирург, член Всемирного общества пользователя Гамма-ножа. Созданный под его руководством Центр высокоточной радиологии GAMMA CLINIC при

МРНЦ им. А.Ф. Цыба, НМИЦ радиологии МЗ РФ с декабря 2017 года готов принять пациентов с опухолями мозга для проведения высококвалифицированного радиохирургического лечения с помощью Гамма-ножа.