Кавернозная ангиома головного мозга

Кавернозная ангиома (кавернома) - чаще всего врожденная сосудистая аномалия (мальформация) в виде единичных, реже множественных полостей. Полости внутри разделены септами (перегородками) и заполнены кровью. Наполнение каверном кровью происходит из мелких артериол и капилляров, а отток крови идет через венулы такого же порядка. Учитывая мелкий калибр питающих сосудов, давление крови в каверномах невысокое, поэтому дренирующие вены, в отличие от артерио-венозных мальформаций, не увеличиваются и при СКТ/МРТ/ангиографии не видны.

Строение каверном.

Ключевая особенность каверном – тонкая, неполноценная сосудистая стенка. Из-за отсутствия в ней типичных слоев, присущих полноценным сосудам, эритроциты (красные клетки крови) «пропотевают» через нее и оседают в прилежащем мозговом веществе. Этот процесс называют «диапедезным кровоизлиянием». Он происходит очень медленно, а продукт распада эритроцитов и содержащегося в них гемоглобина - гемосидерин, откладывается вокруг каверномы, образуя зону хронических изменений, имеющих типичный вид, легко узнаваемый на МРТ

Где возникают каверномы?

Каверномы могут возникнуть в любой части мозга:

• в больших полушариях (преимущественно)
  • в стволе мозга
  • мозжечке
  • подкорковых узлах
  • в мозолистом теле
  • в боковых желудочках.

Примерно в 30-40% случаев кавернозные ангиомы сочетаются с другим видом сосудистых мальформаций - венозными ангиомами

Что такое венозные ангиомы?

Венозные ангиомы - аномалия развития венозных сосудов в виде «пучка» мелких вен. Они сливаются в одну крупную дренажную вену, отчего получили название «головы горгоны».

Как часто встречаются кавернозные ангиомы?

Кавернозные ангиомы диагностируют в количестве нескольких случаев на миллион населения.

Чем опасно наличие кавернозной ангиомы?

Каверномы могут всю жизнь протекать бессимптомно, не представляя для человека никакой проблемы. Но у ряда больных возникают характерные клинические проявления. Они бывают двух типов и могут возникать как вместе, так и по отдельности.

1. Внутримозговое кровоизлияние. Его может вызвать локальное разрушение сосудистой стенки из-за повышения давления крови внутри каверномы. В отличие от АВМ, такие кровоизлияния не бывают массивными и не представляют угрозы для жизни. Исключение – редкие случаи расположения каверном в нижних отделах продолговатого мозга, где расположены центры сердечно-сосудистой и дыхательной регуляции. В остальных случаях кровоизлияния могут протекать бессимптомно, с возникновением общемозговых симптомов (головная боль, тошнота), либо с очаговой неврологической симптоматикой, если кровоизлияние, даже небольшого объема, произошло в какой-то функциональной зоне. Например, при расположении очага в прецентральной извилине лобной доли, может развиться нарушение двигательной функции в конечностях противоположной стороны тела. Часто, подобные ситуации остаются классифицируют как «геморрагический инсульт», однако в отличие от истинных инсультов, кровоизлияния из каверном не образуют больших внутримозговых гематом

2. Эпилептический синдром. Хроническое содержание гемосидерина в мозговом веществе или острое кровоизлияние могут формировать очаг эпилептической активности. Клинически это проявляется различными эпиприступами (судорожными, бессудорожными, абсансами, вегетативными, полиморфными и пр.).

Таким образом, редко угрожая жизни пациента, каверномы могут негативно влиять на ее качество.

Как диагностировать каверному?

Магнитно-резонансная томография – самый информативный метод диагностики каверном. Полость, окруженную черным ободком гемосидерина, с признаками острых и подострых кровоизлияний можно обнаружить в режимах сканирования Т2, реже Т1, а использование режима Т2* («Т2 со звездой») позволяет диагностировать даже самые мелкие, невидимые в других режимах сканирования, каверномы (1-2 мм).

Диагностическая ценность КТ ограничивается, как правило, острым периодом кровоизлияния (несколько дней), когда на изображении виден очаг излившейся крови.

Ангиография в диагностике каверном не информативна.

Как избавиться от каверномы?

Случайно выявленные, бессимптомные каверномы обычно никак не лечат, т.к. они могут оставаться бессимптомными всю жизнь. Некоторые врачи рекомендуют «наблюдать» за каверномами на МРТ. Особого смысла это не имеет, т.к. каверномы – не опухоли и не имеют тенденции к росту. Основанием к проведению контрольного исследования может служить острое появление неврологических симптомов – головной боли, тошноты, эпиприступа и др. В этом случае, в первые 3 суток информативным является проведение КТ без контрастного усиления, в последующие дни – МРТ без контрастного усиления.

Выявление признаков кровоизлияния, служит основанием к решению вопроса о тактике дальнейшего лечения

1. Хирургическое удаление каверномы.

Высокоэффективный метод, позволяющий избавить пациента от риска повторных кровоизлияний, при наличии эпиприступов и неэффективности лекарственной терапии. Следует знать, что длительный анамнез эписиндрома снижает возможную эффективность хирургического лечения

2. Радиохирургия.

У этого метода тот же принцип, что и для артерио-венозных мальформаций – чем выше доза, тем лучше эффект. Поэтому каверномы до 1 см в диаметре лечатся эффективнее всего. Для каверном такого размера можно применять максимально допустимые дозы облучения, за счет чего достигается эффект. Морфологические изменения при этом аналогичны изменениям в артерио-венозных мальформациях: стенки каверномы и устья питающих сосудов подвергаются гиалинозу, что приводит к частичной или полной редукции кровотока, а также предотвращает диапедезные кровоизлияния. Следствием этого является:

• снижение риска повторных спонтанных внутримозговых кровоизлияний на 50-70%.
  • эпиприступы становятся реже или проходят вовсе.

При эпиприступе, развившемся впервые в жизни, на фоне каверномы, но без признаков кровоизлияния, допустимо начинать терапию с приема антиэпилептических препаратов. И если на фоне регулярного приема приступы не повторяются, переносится она удовлетворительно, то такой терапии достаточно.

Надо ли облучать множественные каверномы?

Радиохирургическое лечение проводится только на тот очаг, который проявляется клинически – кровоизлиянием или эпиприступами. Сам факт выявления множественных кавернозных ангиом не является показанием к проведению радиохирургии

Что делать с венозной ангиомой?

О венозных ангиомах важно знать следующее:

• они никогда не проявляются кровоизлияниями или эпиприступами.
  • они принимают полноценное участие в локальном венозном кровообращении мозга.

Само по себе наличие венозной ангиомы не является поводом к какому-либо лечению.

Спонтанное развитие тромбоза дренирующей вены – единственно возможный клинический симптом венозной ангиомы. Вероятность такого явления ничтожна. Если это произойдет, у пациента возникнут явления венозного инфаркта мозга с выраженным отеком в месте нарушенного венозного оттока. И здесь могут помочь лишь тромболитическая и антикоагулянтная терапия.

Воздействовать на венозные ангиомы хирургически или радиохирургически не просто бессмысленно, но и опасно. Последствие этого сравнимо с тромбозом и приведет к появлению грубых локальных нарушений венозного кровотока.

Какой метод лечения каверномы лучше?

Для профилактики повторных кровоизлияний эффективность хирургического лечения выше. Но при локализации каверном в функционально важных или труднодоступных зонах мозга (например, в подкорковых ядрах, стволе мозга) у хирургии высокие риски остаточного неврологического дефицита.

Радиохирургия позволяет в значительной степени избежать данных осложнений.

Решение об оптимальном методе лечения принимается индивидуально, квалифицированным специалистом нейрохирургом и/или радиохирургом, учитывая все возможные факторы и выбор самого пациента.