Аневризмы и мальформация сосудов головного мозга

Головной мозг человека сплошь пронизан сосудами. В норме они имеют ненарушенную структуру, обеспечивая нормальное кровоснабжение и питание для мозговых тканей. Однако в ряде случаев у человека может сформироваться патологический очаг артерио-венозной мальформации.

Образуется он еще на этапе внутриутробного развития и некоторое время может ничем себя не проявлять, но это ощущение здоровья призрачно и опасно для жизни. Большая часть мальформаций склонна к разрыву и кровоизлиянию в головной мозг. Выживаемость пациентов составляет 70 процентов, половина становится тяжелыми инвалидами.

Мальформация представляет собой неправильное срастание сосудов с образованием связей между венами и артериями, которых в норме быть не должно. Нарушенное строение сосудистого русла чревато проблемами с кровотоком, истончением сосудистых стенок и локальным повышением давления.

Заболевание имеет два типа течения:

• геморрагический (42-65%);
  • негеморрагический (35-58%).

Геморрагические мальформации сопровождаются внезапными кровотечениями. Это небольшие глубокозалегающие очаги. При разрыве истончившейся стенки сосуда развивается кровоизлияние в головной мозг. Это состояние проявляется сильнейшей головной болью, спутанностью или потерей сознания, ощущением слабости в конечностях и нарушением чувствительности.

Негеморрагические мальформации — чаще всего крупные патологические очаги, расположенные поверхностно. Они сопровождаются сильной приступообразной головной болью (5-25%), приливами, тахикардией и судорожным синдромом (17-40%).

Среди других неврологических симптомов:

• головокружение;
  • мышечная астения;
  • проблемы со зрением;
  • нарушение координации.

Симптоматика может проявляться в разном возрасте, и при диагностировании недуг нуждается в тщательном лечении.

Аневризма — сходный вид патологии. Это выбухание стенки сосуда, чреватое разрывом на фоне ее постепенного истончения. Заболевание является опасным для жизни и приводит к внезапному кровоизлиянию и, как следствие, тяжелой инвалидности или летальному исходу.

С каждым годом вероятность инсульта на фоне аневризмы и мальформации увеличивается, составляя к:

• 25 годам — 50 процентов;
  • 40 годам — 80 процентов;
  • 50 годам — 87 процентов.

Поэтому при обнаружении патологического очага в головном мозге нельзя оставлять его без внимания. Требуется хорошо спланированное лечение.

Лечение аневризм и мальформаций

Единственным надежным способом убрать патологический очаг является операция. Это сложное и травматичное нейрохирургическое вмешательство, подразумевающее вскрытие черепной коробки и удаление проблемной зоны. Операцию проводят под наркозом. Она сопровождается сложной и продолжительной реабилитацией.

Несмотря на применяемые методы микрохирургии, современную аппаратуру и другие новшества, процедура удаления мальформации или аневризмы может быть успешной далеко не всегда. При глубоком расположении патологического очага до него, не травмировав мозг, очень сложно добраться. Такие аневризмы и мальформации часто являются неоперабельными.

Чтобы визуализировать их расположение, применяется ангиография, нейронавигация, электрокортигография, КТ или МРТ. После операций пациенты долго остаются в реанимационном отделении и только после полной стабилизации долечиваются в отделении нейрохирургии.

Еще одним видом лечения при сосудистой патологии головного мозга является эмболизация. Лечение применяется только при крупных очагах и хорошем общем состоянии здоровья. Операция проводится под наркозом и иногда комбинируется с хирургическим удалением остаточного очага. Учитывая сложность проведения, подобное лечение востребовано далеко не всегда.

Лечение Гамма-ножом

Гамма-нож представляет собой современный радиохирургический метод оперативного лечения многих заболеваний бескровным и неинвазивным путем. При его применении эффект достигается за счет направленного радиоактивного излучения, в дозе, достаточной для уничтожения патологического очага и не нанесения ущерба окружающим здоровым тканям.

Эффект достигается за счет точного компьютерного планирования по результатам компьютерной томографии или магнитно-резонансного сканирования. По данным, полученным в ходе обследования, создается трехмерная модель проблемной зоны, определяется направление и сила радиоактивного воздействия.

Лечение при аневризмах и мальформациях сосудов проводится аккуратно и с минимальной травматизацией. И это выгодно отличает Гамма-нож от других вмешательств. Процедура спланирована заранее и соответствует особенностям каждого клинического случая.

Ее сущность заключается в прицельном облучении патологического очага. Доза подбирается индивидуально. Мальформации постепенно регрессируют в течение нескольких лет. Чаще всего подобному лечению подвергаются мелкие и глубоко расположенные очаги, к которым невозможно добраться другим способом.

Крупные артерио-венозные образования требуют высоких доз облучения, что небезопасно. Поэтому процедура проводится двумя путями:

• Фракционным. Многократным облучением патологической зоны. Подобное лечение оправдано при гигантских размерах патологического очага.
  • Стажированным. При образованиях диаметром 6-8 сантиметров может использоваться большая доза облучения, подаваемая поэтапно в течение полугода.

Недостатком лечения является постепенный, с каждой процедурой, регресс образования. В это время риски, присущие таким заболеваниям, сокращаются постепенно. Но весомый плюс — неинвазивность вмешательства — делает его востребованным и оправданным во многих случаях.

Процедура лечения достаточно проста. Пациент находится в изолированной комнате, лежа на специальном столе. Под местным наркозом его голову закрепляют винтами к специальной рамке, дабы обездвижить на время проведения сеанса. Наркоз во время процедуры не применяется, так как радиохирургия безболезненна.

Побочных эффектов и осложнений после сеанса крайне мало. Некоторые пациенты жалуются на слабую головную боль, у других в месте закрепления винтов наблюдается местный отек. Необходимости в стационарном наблюдении нет. Лишь те, кто прошел перед лечением ангиографию, остаются в клинике на 2-3 часа.

Не рекомендуется в день процедуры водить машину и выполнять действия, требующие внимания и четкой координации. Врач может назначить щадящий режим и дополнительные обследования между повторными сеансами. Более подробно о рекомендациях и сущности процедуры можно узнать в нашей клинике. Будем рады помочь!