Аденомы гипофиза головного мозга

Аденомы гипофиза – группа доброкачественных опухолей, развивающихся из передней доли гипофиза. Это достаточно распространенная патология среди опухолевых процессов, составляющая около 10% от всех случаев внутричерепных опухолей.

По размеру образования опухоли гипофиза делятся следующим образом:

• микроаденомы, диаметр которых не превышает 1 см;
  • макроаденомы.

Поскольку гипофиз активно участвует в выработке гормонов, то классификация включает также разделение всех опухолей на гормонально-неактивные и гормонально-активные. Они обусловлены выработкой того или иного гормона:

• пролактина;
  • адренокортикотропного;
  • соматотропного;
  • тиреотропного;
  • лютеинизирующего;
  • фолликулостимулирующего.

Симптоматика

Все клинические признаки аденомы гипофиза обусловлены гормональной активностью опухоли, а также ее размерами. В случае развития гормонально-зависимой опухоли, на передний план выходят симптомы, обусловленные эндокринными нарушениями. Наиболее выраженными клиническими признаками опухоли пролактиномы, секретирующей пролактин, являются

аменорея, гинекомастия, импотенция, бесплодие у мужчин и женщин. Кортикотропиномы, которые характеризуются повышенной выработкой адренокортикотропного гормона, приводят к развитию болезни Кушинга. Соматоропиномы, секретирующие гормон роста, вызывают акромегалию у взрослых или гигантизм у детей.

Признаки гормонально-неактивных опухолей обусловлены сдавлением ею определенных областей. Наиболее типичными симптомами в данном случае являются:

• нарушение зрения, проявляющееся снижением остроты зрения и сужением полей зрения;
  • головные боли;
  • в редких случаях - эпилептиформные проявления.

При значительном росте опухоли, вовлечении в процесс гипоталамуса, может развиваться нарушение сознания. Если опухоль достигает больших размеров при росте ее вверх, не исключается развитие гидроцефалии и появление соответствующей симптоматики.

В редких случаях аденома гипофиза может проявляться апоплексией гипофиза, когда в результате разрыва, кровоизлияния, некроза область поражения значительно увеличивается, затрагивает полость турецкого седла и прилегающие структуры. При этом характерно резкое ухудшение состояния, появление таких симптомов, как сильная головная боль, тошнота, рвота, нарушение зрения. При отсутствии соответствующего лечения развивается отек головного мозга, нарушается сознание, развивается кома.

Диагностика

Наиболее достоверной диагностикой опухолей гипофиза является магнитно-резонансная томография головного мозга, которая позволяет уточнить размер, локализацию образования, а также состояние прилегающих тканей. Такое исследование способно обнаружить объемную структуру, менее 5 мм в диаметре. Однако в 25%-40% случаев диагностика возможна только при проведении МРТ с контрастным веществом. Важную часть диагностики составляет исследование эндокринных нарушений, изучение уровня содержания гормонов в крови и моче.

Принципы лечения

Сложности лечения аденомы гипофиза обусловлены не только ее компрессией окружающих тканей, но и воздействием на различные органы и системы путем гормональной активности. В настоящее время за основу принят комплексный подход к лечению данной патологии, учитывающий гормональный статус пациента, клинические проявления заболевания, а также размеры опухоли. При этом выбор методов воздействия на различных этапах может отличаться. Определяя наиболее оптимальную тактику лечения, нейрохирурги находятся в тесной связи с эндокринологами.

Существуют 3 основных метода лечения пациентов с аденомой гипофиза:

• консервативный, направленный на нормализацию эндокринных нарушений путем применения лекарственных средств;
  • хирургический;
  • радиохиругия.

Оперативное лечение наиболее востребовано в таких случаях:

• при неэффективности или невозможности осуществления консервативного лечения;
  • при больших размерах образования, когда очевидны признаки ее компрессионного влияния на ткани мозга.

В настоящее время имеются возможности для проведения такого рода вмешательств путем применения эндоскопической техники и осуществлением трансназального доступа. Однако при больших опухолях, в тех случаях, когда сложно применить такую методику, проводится трепанация черепа. При этом удаление гормоно-зависимой аденомы является радикальным методом лечения, позволяющим не только устранить объемное влияние опухоли на соседние структуры, но и в течение короткого времени нормализовать уровень гормонов гипофиза.

Показаниями к проведению радиохиругии являются:

• неэффективность консервативного лечения;
  • невозможность осуществить радикальное удаление;
  • развитие рецидивов опухоли.

Особенности применения Гамма-ножа

Если максимальный диаметр опухоли не превышает 3 см, наиболее востребованным способом радиохирургического лечения аденомы гипофиза является применение установки Гамма-ножа. Воздействие осуществляется дистанционным облучением патологического очага высокой дозой радиации, что и приводит к гибели новообразования, стабилизации роста.

Использование Гамма-ножа позволяет исключить риск развития осложнений, которые могут иметь место при открытой операции. Преимуществом Гамма-ножа является:

• высокая эффективность, обусловленная высокой точностью проводимого воздействия;
  • отсутствие необходимости применения анестезии и наркоза;
  • возможность достижения необходимого результата за одну процедуру;
  • безопасность;
  • отсутствие восстановительного периода.

Центр высокоточной радиологии GAMMA CLINIC при МРНЦ им. А.Ф. Цыба, НМИЦ радиологии МЗ РФ с декабря 2017 года готов принимать пациентов с опухолями мозга для проведения высококвалифицированного радиохирургического лечения с помощью Гамма-ножа. С появлением центра, располагающего новым современным оборудованием, у пациентов с аденомой гипофиза появится возможность повысить эффективность лечения, добиться необходимого результата при невозможности проведения хирургического вмешательства.