Вирусы против рака: онкология будущего

Механизм иммунной регуляции - один из самых тонких и сложных в природе. Клетки иммунной системы защищают организм не только от вирусов и бактерий, но и от “неправильных” клеток. В норме организм распознает мутировавшую клетку и уничтожает ее прежде, чем она превратится в опухоль.

С точки зрения иммунитета к развитию злокачественной опухоли приводят две основные причины: нарушение системы противоопухолевой защиты и свойства самих опухолевых клеток, препятствующие их распознаванию как чужеродных.

Одним из интереснейших направлений биотерапии является виротерапия - создание такого вируса, который бы поражал опухолевые клетки, делая их видимыми для иммунной системы. Такой вирус не оказывает системного действия на организм, а поражает только опухолевую ткань.

В мире уже зарегистрировано несколько препаратов для подобной терапии: к ним относится Ригвир на основе модифицированного непатогенного эховируса в Латвии, Gendicine и Oncorine на основе аденовируса в Китае и Imlygic на основе герпесвируса в США.

Опыт применения этих препаратов показал, что они хорошо переносятся больными и не вызывают тяжелых побочных эффектов.

Полученные клинические данные свидетельствуют о невысокой эффективности препаратов в монорежиме, но выраженном синергизме действия с другими методами лечения, химио- и лучевой терапией, повышая результативность комбинированного лечения.

Серьезным препятствием для повышения эффективности генной терапии на основе вирусов является выработка организмом антител к лекарственным препаратом. Практически 100% населения имеет антитела к аденовирусу и герпесвирусу, также они образуются вновь при введении препарата.

Виротерапия является крайне перспективным направлением исследований в области разработки новых противоопухолевых средств.

Разработка новых генных конструкций с учетом современных представлений об онкогенезе и механизмах прогрессии опухолей, обоснованных схем монотерапии генными препаратами и рациональное сочетание генной терапии с традиционными методами противоопухолевого лечения будут способствовать улучшению результатов борьбы с онкологическими заболеваниями.