Опухоли головного мозга: первые симптомы

Благоприятный прогноз при таком диагнозе в первую очередь зависит от типа опухоли, а также от своевременного выявления новообразования и выбранного метода лечения. Как же заподозрить наличие заболевания и можно ли справиться с болезнью без травмирующей операции?

В международной классификации опухолей головного мозга десятки наименований.

1. Новообразования могут развиваться из самой нервной ткани (глии — специальной ткани, которая заполняет пространство между нейронами и выполняет защитную, обменную и транспортную функции), а также из клеток сосудов, эндокринных желез (гипофиза и эпифиза), клеток мозговых оболочек и оболочек черепно-мозговых нервов и тд. Кроме первичных новообразований, которые изначально возникают в головном мозге, существуют вторичные, или метастатические — в этом случае первичный очаг находится в других органах, например: легких, молочной железе, почках, кишечнике или на коже.
  2. Гистология опухоли, т.е. тип опухолевых клеток, определяет агрессивность течения, прогноз течения, чувствительность к тем или иным видам лечения и, в конечном итоге, прогноз для жизни. Однако симптомы, с которыми сталкивается пациент, в первую очередь зависят от расположения опухоли, скорости ее роста и, в большинстве случаев, от размеров.
  3. Все симптомы, наблюдаемые при опухолях головного мозга, можно разделить на несколько групп: общемозговые, очаговые, гормональные, дислокационные. Последние требуют срочных, даже экстренных мероприятий.

В этом материале мы расскажем об общемозговых симптомах.

Головная боль – наиболее распространенный общемозговой симптом. Сразу следует отметить, что головная боль – симптом неспецифический, который может встречаться при самых разных патологических состояниях (например, при гриппе) или являться самостоятельной болезнью (например, мигрень). При опухолях головного мозга головная боль возникает вторично, вследствие или местного раздражения сосудов и оболочек мозга, или общего повышения внутричерепного давления. Поначалу может иметь эпизодический характер, ничем не отличаясь от головной боли при других патологических состояниях, но затем приобретая постоянный характер, иногда возникая или усиливаясь при смене положения тела, не купируясь приемом анальгетиков.

Головокружение – симптом, возникающий от множества причин. Тем не менее, он наблюдается у половины больных с опухолями мозга и носит обычно приступообразный характер.

Психические расстройства при опухолях головного мозга могут встречаться у 60-90% больных. Чаще всего они заключаются в нарушении высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, обучения.

Заторможенность или угнетение сознания, а также рвота на пике головной боли, не связанная с приемом пищи и не вызывающая облегчения состояния больного - это самые серьезные общемозговые симптомы, требующий срочной госпитализации и лечения в условиях нейрохирургического отделения.

Любой из перечисленных общемозговых симптомов может стать первым признаком опухоли головного мозга. Совсем не обязательно, как нередко ошибочно полагают, заболевание начинается с головной боли. Самое важное, если вы никогда не испытывали головной боли, но она вдруг появилась и стала беспокоить регулярно, либо если головные боли беспокоили раньше, но изменились по частоте возникновения, длительности, интенсивности приступов и чувствительности к обезболивающим препаратам – следует обратиться к врачу-неврологу и пройти обследование на магнитно-резонансном томографе.