Невралгия тройничного нерва

Невралгия тройничного нерва (тригеминальная невралгия) - заболевание характеризующиеся приступами сильной боли, длительностью от нескольких секунд до двух минут и распространяющееся в зоне иннервации по меньшей мере одной ветви тройничного нерва, чаще всего 2-ой или 3-ей. Боль в лице чаще всего односторонняя. Ежегодная заболеваемость тригеминальной невралгией (ТН) составляет от 4 до 5 случаев на 100 000 человек. Чаще ТН встречается у женщин и в пожилом возрасте (старше 60 лет). Большинство случаев ТН вызваны наличием т.н. нейроваскулярного конфликта - компрессией корешка тройничного нерва прилежащим артериальным сосудом, чаще всего верхней мозжечковой артерией, реже - патологически извитыми венами в задней черепной ямке, а также объемными образованиями в области мосто-мозжечкового угла - опухолями или сосудистыми аневризмами. В результате длительного сдавления происходит нарушение целостности оболочек нерва и структурные перестройки внутри него. К поражению миелиновых оболочек корешка и по ходу волокон в стволе мозга, также могут приводить инфекции (например, герпес) или демиелинизирующие процессы (например, рассеянный склероз)

КАКОЙ МЕХАНИЗМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БОЛИ? Для лучшего понимания механизма приступа невралгии представьте себе, что корешок тройничного нерва - это многожильный телефонный кабель, состоящий из множества мелких волокон - "проводков", имеющих собственную миелиновую оболочку - "оплётку". В норме, проведение чувствительных импульсов от кожи лица, слизистой глаза, полости носа и рта по таким волокнам идет до ядер тройничного нерва в стволе мозга, откуда по восходящим путям доходит до коры головного мозга, анализирующей эти импульсы и формирующей наше восприятие. В случае, если в результате тех или иных причин, чаще в результате длительного сдавливания корешка, целостность миелиновых оболочек нервных волокон нарушается, происходит "короткое замыкание" как при нарушении оплетки кабели, с многократным усилением обычного чувствительного импульса, при котором человек ощущает резкую боль по типу "удара током".

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕВРАЛГИИ ТРОЙНИЧНОГО НЕРВА:

• приступ острой боли, по типу "удара током", продолжительностью от нескольких секунд до 1-2 минут. При этом больные как бы замирают, со страдальческой гримасой. Некоторые больные стараются сильно сжать рукой болезненный участок лица (т.н. «жест – антагонист»). Частота приступов может быть самой различной в зависимости от давности заболевания и эффективности лечения, вплоть до нескольких десятков раз в сутки, приводя к психическому и физическому истощению больного
  • наличие "триггерных" (от англ. trigger - вызывать) зон на лице и в полости рта и носа, прикосновение к которым приводит к развитию приступа. Приступ болей может провоцироваться разговором, смехом, жеванием, бритьем, умыванием, чисткй зубов и др. В тяжелых случаях из-за болей пациенты не могут есть, пить и говорить, чтобы не провоцировать приступ.
  • наличие короткого постприступного рефрактерного периода, особенность которого заключается в том, что сразу после окончания приступа прикосновение к триггерной зоне не вызывает болевых ощущений. Происходит это вследствие перевозбуждения нервных клеток, отвечающих за анализ чувствительных импульсов, с развитием в них запредельного торможения
  • эффективность монотерапии Карбамазепином в дебюте заболевания. Эффективность антиэпилептической терапии связана с тем, что при данной патологии формирование очага болевого восприятия в коре мозга аналогично формированию очагов эпиактивности при других заболеваниях. К сожалению, довольно часто лечебный эффект Карбамазепина быстро себя исчерпывает.

СТЕРЕОТАКСИЧЕСКАЯ РАДИОХИРУРГИЯ. Основным аппаратом, используемым для проведения лечения, является Гамма-нож. Связано это с минимальной погрешностью (0.1-0.2 мм) облучения, которую он обеспечивает. Данная методика отлично зарекомендовала себя у пациентов имеющих противопоказания к операции Джанетта ввиду наличия тяжелых сопутствующих заболеваний, нередких в пожилом и старческом возрасте, а также в случае рецидива невралгии после ранее проведенной операции. Хороший ответ (уменьшение боли на 50-90%, но остается необходимость поддерживающей лекарственной терапии) и отличный ответ (полное отсутствие боли без приёма лекарств) отмечаются у 77% пациентов. Рецидив болей отмечается только у 10% при наблюдении в течение 3-5 лет после лечения.

ВОЗМОЖНЫ ЛИ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПОСЛЕ РАДИОХИРУРГИИ?
Примерно в 10% случаев возможно развитие легкого или умеренного онемения в соответствующей половине лица, однако полной анестезии практически не бывает. Крайне редко встречается усиление болевых приступов нерва в первые несколько часов после радиохирургии, купируемое назначением стероидных гормонов. Тошноты или головной боли после стереотаксической радиохирургии не бывает.

ВОЗМОЖНО ЛИ ПОВТОРНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ РАДИОХИРУРГИИ?
Да, возможно. В этом случае, вероятность частичного или полного ответа, практически не отличается от первичной радиохирургии. При повторной радиохирургии увеличивается вероятность онемения лица, роговицы глаза, полости носа и рта.

УЧИТЫВАЕТСЯ ЛИ ЖЕЛАНИЕ ПАЦИЕНТА ПРИ ВЫБОРЕ МЕТОДА ЛЕЧЕНИЯ?
Безусловно, если пациент полностью информирован о причине своей болезни и методах лечения, полностью отдает себе отчет в преимуществах и недостатках каждого метода, их предполагаемой эффективности и побочных реакциях, то он имеет полное право сделать свой выбор в пользу стереотаксической радиохирургии на аппарате Гамма-нож.