Артерио-венозные мальформации головного мозга. Что это?

Основными клиническим проявлениями артерио-венозные мальформации головного мозга, сокращенно АВМ, являются:

• спонтанные разрывы с кровоизлияниями, которые могут протекать с различной степенью тяжести, вплоть до фатального исхода
  • эпилептические приступы, различной структуры
  • ишемические нарушения, за счет "обкрадывания кровотока" при больших мальформациях.

Однако, бывают ситуации, когда АВМ выявляются случайно, при плановом обследовании, без каких-либо неврологических проявлений. И пациенты интересуются, а надо ли им что-либо предпринимать, и чем они при этом рискуют? Следует отметить, что лечение таких "немых" АВМ, представляет собой особую задачу, т.к. с одной стороны, мы не можем заранее знать, произойдет ли у данного конкретного пациента разрыв АВМ в течение жизни, а с другой, любое лечение имеет свои риски побочных реакций, которые не должны превышать пользу от проведенного воздействия. В этой связи, хирургические методы лечения (прямое удаление АВМ или внутрисосудистая хирургия) обычно в таких ситуациях не применяются. Однако, применение радиохирургии может быть абсолютно оправдано, именно как метод превентивного воздействия и профилактики возможных кровоизлияний.

Группа исследователей из университетской клиники Питтсбурга рассмотрела свой опыт радиохирургического лечения Гамма-ножом (РХГН) пациентов с неразорвавшимися АВМ, получивших лечение в период с 1987 по 2016 год (J Neurosurg. 2018 Jun;128(6):1850-1854).

Первичным исходом определялся либо инсульт (ишемический или геморрагический), либо смерть пациента, связанная с АВМ или не связанная с АВМ. В исследование вошли пациенты с периодом наблюдения от 3 лет и более. Из 233 пациентов, включенных в это исследование, 32 перенесли инсульт или умерли после РХГН в течение 8,4 лет наблюдения (14%). Этот показатель оказался значительно ниже, чем предполагалось при 8,4-летнем наблюдении за группой пациентов с АВМ, которым не проводилось никакое лечение (14% против 30%, р=0,0003). Общий уровень облитерации (закрытия кровотока) составил 72%.

Несмотря на облитерацию АВМ, в этом исследовании, ежегодные показатели инсульта или смерти через 3 года после РХГН составили 0,4% и 0,8% соответственно. Осложнения, в виде новых приступов, а также преходящих или постоянных новых очаговых симптомов без инсульта имели место у 2% пациентов, в каждой подгруппе.

Таким образом, превентивная РХГН неразорвавшихся АВМ имеет существенно меньшие риски разрыва АВМ и гибели пациентов, чем обычное динамическое наблюдение, и может быть рекомендовано пациентам с бессимптомными, случайно выявленными артерио-венозными мальформациями головного мозга.